Пятница, 26.04.2024, 19:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Блог | Регистрация | Вход
ИНФО ДХО
Форма входа
Вести-новости

Занимательно

Новости отовсюду

Меню сайта

Поиск по сайту

Категории раздела
ТО и ремонт классики [20]
Тюнинг классики [19]
Предпусковой подогрев [1]

Статистика

Наш опрос
Дневные ходовые огни на вашем авто...
Всего ответов: 134

Теги
Хочешь жить долго - соблюдай правил Доработка печки классики Такси Великого Устюга Карта Великого Устюга Автоматическое включение ближнего с Дневной ходовой огонь ДХО Автоматическое включение ближнего с Дневные ходовые огни с автономным п

Главная » 2011 » Март » 6 » Цифровой тахометр своими руками
22:19
Цифровой тахометр своими руками
Сегодня писал про сооружение анализатора мощности аудио-сигнала и наткнулся на чип-и-дипе на интересную конструкцию.

Для тех кто ленится пилить/чертить/травить/искать/ существуют конструкторы (Google найдет), там уже все это сделано.

Итак, тот же самый блок NM5201, с другим управляющим компонентом.
Помимо измерения частоты вращения устройство способно измерять время замкнутого состояния контактов прерывателя, а также напряжение бортовой сети автомобиля. Переключение режимов работы автомобильного тахометра производится при помощи дискретного трехпозиционного переключателя. Тахометр имеет два режима работы, которые отличаются пределами измерения частоты вращения. Благодаря этому контроль на невысоких оборотах коленчатого вала может осуществляться с более высокой точностью.
Вся информация выводится на дисплей, представляющий собой линейку из 12 светодиодов. Линейка разбита на три сектора. Каждый сектор имеет свой цвет и определяет некоторый допустимый интервал измеряемой величины. Рассматриваемые наборы различаются лишь индикаторной частью, светодиоды которой загораются в виде бегающей» точки (блок индикации А520 из набора NM5401) или светящегося столба (блок индикации А530 из набора NM5402). Печатная плата измерительного блока (А5401) одинакова для обоих комплектов.
Подобный прибор будет полезен при диагностике и регулировке двигателя автомобиля, работая как самостоятельное устройство. Если же его встроить в приборную панель, то он будет служить в качестве универсального измерителя основных эксплуатационных параметров двигателя автомашины.


Технические характеристики
Напряжение питания [В].....................................................................9—18
Tqk потребления не более [мА].................................................................8
Диапазон выходных напряжений [В]....................................................0—3
Диапазон измеряемых оборотов [об/мин]
при разомкнутых контактах К1 и К2.................................................0—2000
при замкнутых контактах К1 и К2....................................................0—6 000
Диапазон измеряемого времени замкнутого
состояния контактов [%].................................................. ................0—100
Описание работы автомобильного тахометра

Общий вид собранных плат тахометра показан на Рис. 1.

Рис. 1. Общий вид автомобильного тахометра
Такой автомобильный тахометр может быть использован как самостоятельный прибор для контроля и диагностики двигателя автомобиля или как встроенный в приборную панель многорежимный индикатор. На Рис. 2 показано, как тахометр подключить к бортовой сети автомобиля.
Электрическая схема измерительного блока автомобильного тахометра представлена на Рис. 3. Как было сказано выше, в обоих наборах (NM5401 и NM5402) используется один и тот же измерительный блок.
Измерительный блок базируется на микросхеме сдвоенного триггера DD1. Импульсы тока, пришедшие от катушки зажигания двигателя, поступают на ячейки триггера микросхемы DD1. Затем с их выходов (выводы 1 и 13) — в цепи формирователей соответствующих выходных сигналов блока «Ang Out» и «Tah Out». Первый содержит информацию о времени замкнутого состояния контактов прерывателя, второй — о частоте вращения вала двигателя.

Рис. 2. Схема подключения тахометра к бортовой сети автомобиля

Рис. 3. Электрическая схема измерительного блока автомобильного
Поскольку выходы DD1 тахометра нагружены на RC-цепочки, представляющие собой интеграторы, уровень выходного постоянного напряжения на выходах «Ang Out» и Tah Out пропорционален частоте следования импульсов с выводов 1 и 13 соответственно.
Печатная плата, предназначенная для сборки измерительного блока, показана на Рис. 4. На плате нарисованы все элементы, которые должны быть установлены на нее.

Рис. 4. Плата измерительного блока
Электрическая схема и печатная плата блока индикации, светодиоды которого загораются в виде перемещающейся («бегающей») точки, показаны на Рис. 5 и Рис. 6 соответственно. На плате нарисованы все элементы, которые должны быть установлены на нее.

Рис. 5. Электрическая схема блока индикации с «бегающей» точкой


Рис. 6. Плата блока индикации с «бегающей» точкой

Электрическая схема и печатная плата блока индикации, светодио-ды которого загораются в виде светящегося столба, показаны на Рис. 7 Рис 8 соответственно. На плате нарисованы все элементы, которые должны быть установлены на нее.

Рис. 7. Электрическая схема блока индикации со светящимся столбом


Рис. 8. Плата блока индикации со светящимся столбом
Через переключатель S2 (см. Рис. 2) сигнал, несущий информацию о той или иной измеряемой величине, поступает на вход INPUT блока индикации. Микросхема DA1 преобразует его в свечение соответствующих светодиодов линейки индикации. С помощью резисторов Rl.. R5 блока индикации задается рабочий интервал и шаг дискретизации измеряемой величины. Верхняя граница входного напряжения светодиодного индикатора может устанавливаться подстроечным резистором R2 в пределах 1...5 В.

Сборка тахометра

Поскольку автомобильный тахометр состоит из двух блоков (плат), собираемых отдельно, перечень элементов набора удобно представить отдельными таблицами. В Табл. 1 перечислены элементы, входящие в измерительный блок, а в Табл. 2 — элементы, входящие в блок индикации А520 («бегающая» точка) и А530 (светящийся столб).
Таблица 1- Перечень элементов измерительного блока тахометра
Позиция Характеристика Наименование и/или примечание Кол-во R1,R2 100 кОм Коричневый, черный, желтый* 2 R3 62кОм Голубой, красный, оранжевый* 1 R4 120 кОм Коричневый, красный, желтый* 1 R5 1 кОм Коричневый, черный, красный* 1 R6, R7 З0 кОм Оранжевый, черный, оранжевый* 2 R8 47кОм Желтый, фиолетовый, оранжевый* 1 С1 0.068 мкФ 683 — маркировка на конденсаторе 1 С2.СЗ 10.0 мкФ, 16 В Конденсаторы 2 VD1 BZX55C 5V1 Стабилитрон 5 В 1 VD2, VD3, VD4 1N4148(КД522) Диоды 3 DD1 CD4013 Микросхема (замена К561ТМ2) 1 А5401 50x25 мм Плата печатная 1
Таблица 2. Перечень элементов блоков индикации А520 и А530
Позиция Характеристика Наименование и/или примечание Кол-во Rl, R5 3кОм Оранжевый, черный, красный* 2 R2 10 кОм Резистор подстроечный 1 R3 100 кОм Коричневый, черный, желтый* 1 R4 R6,R7 3.6 кОм 510 Ом Оранжевый, голубой, красный* Зеленый, коричневый, коричневый* 1 2 VD1 BZX55C 5V1 Стабилитрон 5 В 1 VD2 BZX55C 9V1 Стабилитрон 9 В 1 VD3 1N4148 Диод 1 DA1 UAA180 Возможна замена на КР1003ПП1 1 HL1...HL4 Прямоугольный Светодиод желтого свечения 4
Таблица 2. Перечень элементов блоков индикации А520 и А530 (продолжение)
ПОЗИЦИЯ Характеристика Наименование н или примечание Кол-во HL5...HL8 Прямоугольный Светодиод зеленого свечения 4 HL9...HL12 Прямоугольный Светодиод красного свечения 4 A52 75x25 мм Печатная плата «бегающая точка» 1 А5 30 75x25 мм Печатная плата «светящийся столб» 1 Для качественной сборки автомобильного тахометра ознакомьтесь с правилами сборки и монтажа радиоэлектронных устройств, приведенных в этой книги.
Один из вариантов офрмления передней панели тахометра представлен на Рис. 9.

Рис. 9. Передняя панель тестера автолюбителя

Монтаж элементов набора осуществляйте в следующей последовательности:
проверьте комплектность набора;
установите перемычки J1 — 10 мм на плату А5401 и J1 — 5 мм, J2 — 10 мм на плату А520 или А530. Перемычки можно изготовить из обрезков выводов резисторов; / отформуйте выводы компонентов и установите их на платах; ( проверьте правильность монтажа; соедините между собой модули как показано на Рис. 2; подключите тахометр к бортовой сети автомобиля и к катушке зажигания (см. Рис. 2); включите питание. В качестве переключателя S1 можно использовать обычный тумблер, a S2 (переключатель режимов) — трехпозиционный переключатель (S1 и S2 в комплект набора не входят).
Правильно собранное устройство не нуждается в настройке. В случае использования блока на автомобиле с числом цилиндров, не равным четырем, потребуется подбор номиналов резисторов R3 и R4 блока NM5401. Причем, сначала нужно подобрать сопротивление R3 при замкнутых контактах К1 и К2 (тумблер S2 в положении «6000»), а затем R4 при разомкнутых (тумблер S2 в положении «2000»). При этом необходимо добиться соответствия показаний светодиодного индикатора шкале прибора (см. Рис. 9). Для этого может понадобиться эталонный тахометр.

По материалам книги "Собери Сам" вып. 2 2004г.

Кстати, можно сделать эту конструкцию по привлекательнее с помощью готовой линейной 12-и сегментной шкалы (около 100р.) правда разноцветных не нашел... только одноцветные =(

Материал использован без ссылки на автора, в случае обращения автора этой статьи материал будет удален по просьбе автора. По всем вопросам обращаться к администратору сайта.

Категория: Тюнинг классики | Просмотров: 18907 | Добавил: BSN | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

© 2024